Рейтинг "А+" со стабильными перспективами означает, что Республика Коми относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Правительством Республики Коми незначительный. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств, сравнительно низок. В течение срока действия рейтинга уровень кредитоспособности, вероятнее всего, останется на прежнем уровне. При этом динамика показателей развития экономики и реальные шаги Правительства Республики Коми дают основание ожидать улучшения отдельных показателей кредитоспособности.
Республика Коми относится к числу регионов с высоким уровнем экономического развития. Большинство макроэкономических показателей в пересчете на душу населения превышают общероссийский уровень, что свидетельствует об интенсивности экономических процессов и эффективности экономической деятельности. В частности, Республика Коми существенно опережает среднероссийский уровень в пересчете на душу населения по объемам: валового регионального продукта; инвестиций в основной капитал; налоговых платежей; денежных доходов.
Кроме того, необходимо отметить хорошую обеспеченность Республики Коми природными ресурсами, которые представлены запасами угля, нефти, газа, бокситов, титановых руд, золота, алмазов, руд цветных и редких металлов, горючих сланцев и других полезных ископаемых. По экспертным данным, валовая ценность запасов полезных ископаемых республики достигает $11 трлн., или 8% прогнозного потенциала России.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к улучшению основных макроэкономических и бюджетных показателей региона. По итогам 2004 года ВРП Республики Коми вырос на 6.1%. По сравнению с 2003 годом темпы роста ВРП увеличились на 2.4 процентных пункта. Темпы роста промышленного производства также повысились. В 2004 году объем промышленного производства увеличился по сравнению с предыдущим годом на 4.3% (на 3.4% в 2003 году). Показатели других отраслей экономики (торговля, сфера услуг) и показатели, характеризующие уровень жизни населения, также имеют устойчивую динамику роста.
Позитивная динамика развития экономики создает предпосылки для улучшения бюджетных показателей, причем темпы их роста превышают среднероссийские. В 2004 году доходы республиканского бюджета Республики Коми выросли на 70.3%, а доходы консолидированного бюджета - на 48.1%. Темпы роста доходов были выше темпов роста расходов, что способствует улучшению структуры бюджета. В 2004 году дефицит республиканского бюджета Республики Коми снизился в абсолютном выражении на 56.3%, или с 0.89% к доходам республиканского бюджета в 2003 году и до 0.23% в 2004 году. Дефицит консолидированного бюджет Республики Коми снизился с 942.5 млн. руб. в 2003 году до 12.3 млн. руб. в 2004 году (с 4.64% к доходам консолидированного бюджета до 0.04%).
По итогам первого полугодия 2005 года консолидированный и республиканский бюджеты Республики Коми исполнены с профицитом в объеме 243.4 млн. руб. (2.37%) и 148.5 млн. руб. (1.75%) соответственно.
Отличительной особенностью Республики Коми является низкая долговая нагрузка, что снижает кредитные риски. При этом необходимо отметить, что в последние годы наблюдается тенденция к снижению уровня долговой нагрузки. По данным на 1 января 2005 года, объем государственного долга Республики Коми составил 3.1 млрд. руб., что на 2.4% меньше, чем в начале 2004 года. В течение первого полугодия 2005 года государственный долг Республики Коми снизился еще на 4.2%. Отношение государственного долга к доходам республиканского бюджета Республики Коми по состоянию на конец 2004 года составило 18.2%, что на 13.7 процентных пункта меньше, чем за предыдущий год.
В качестве позитивного фактора необходимо отметить невысокие объемы затрат на погашение государственного долга, которые не превышают 3% доходов республиканского бюджета за 2004 год. В течение ближайших трех лет максимальный объем долговых выплат приходится на 2007 год, когда будут погашены облигации выпуска N КОМ?006/00122. В 2007 году объем выплат по государственному долгу составит 546.5 млн. руб., или около 3% доходов регионального бюджета по итогам 2004 года. Кроме того, выплаты по погашению основной суммы долга с учетом расходов на обслуживание в 2005 - 2008 гг. существенно ниже остатков денежных средств на счетах бюджета по данным на начало 2005 года. Исходя из вышесказанного, и учитывая позитивную динамику макроэкономических и бюджетных показателей, можно с большой вероятностью утверждать, что объем собираемых в республиканский бюджет доходов позволит выполнять долговые обязательства Республики Коми в полном объеме без ухудшения финансовой ситуации.
Среди факторов, повышающих кредитоспособность и устойчивость бюджетной системы, необходимо назвать обеспеченность собственными финансовыми ресурсами. Доходы бюджета Республики Коми формируются в основном за счет налоговых поступлений, а доля безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы незначительна. Республика Коми не получает дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Таким образом, можно констатировать низкую зависимость бюджета Республики Коми от финансовой помощи из федерального центра. Причем доля перечислений из других бюджетов в суммарных доходах снижается, а доля собственных доходов, напротив, растет, следовательно, повышается уровень финансовой независимости и финансовой гибкости администрации региона. Кроме того, необходимо отметить, что объем средств, получаемых из федерального бюджета, почти в два раза ниже, чем объем финансовых ресурсов, передаваемых в федеральный бюджет.
Анализируя платежеспособность Республики Коми, нельзя не отметить хорошую кредитную историю. Проведенный анализ не выявил фактов отказа от исполнения финансовых обязательств, или несвоевременных выплат по государственному долгу. Долги по выпущенным облигациям Республики Коми погашаются в установленные сроки в объемах, предусмотренных проспектами эмиссии. В настоящее время в структуре задолженности Республики Коми отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность.
Важным фактором, повышающим оценку кредитоспособности, является высокое качество финансового управления в Республике Коми. В пользу высокой оценки качества управления свидетельствует увеличение собственных доходов бюджета, повышение уровня собираемости налогов и отсутствие просроченной кредиторской задолженности. Республиканский бюджет с 2003 года переведен на казначейские принципы исполнения. Ведется долговая книга.
Бюджет Республики Коми исполняется в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Проведенный анализ показывает, что на протяжении последних трех лет ни один контролируемый Бюджетным кодексом РФ параметр в Республике Коми не превышал допустимого значения.
О высоком качестве управления финансами свидетельствует рост доли доходов бюджета в ВРП, которая увеличилась с уровня 8.9% в 2003 году до 12.2% - в 2004 году. Иными словами, отдача экономики республики для бюджета увеличивается. Исполнение основные статей консолидированного и республиканского бюджета Республики Коми отличается от запланированного на 1 - 2%, что свидетельствует о высоком качестве финансового планирования.
Несмотря на наличие большого числа факторов, свидетельствующих в пользу высокого кредитного рейтинга, существует и ряд факторов риска, ограничивающих рейтинговую оценку. Среди них необходимо отметить низкий уровень отраслевой диверсификации экономики. Промышленность Республики Коми, на долю которой приходится 35% ВРП Республики Коми, представлена более чем 30 отраслями, но при этом почти 80% промышленного производства обеспечиваются двумя отраслями. На долю топливной промышленности приходится 52% от общего объема промышленного производства в 2004 году. Второе место по доле в структуре промышленного производства занимает лесопромышленный комплекс (25.5%). При этом на долю незначительного числа крупных промышленных предприятий прежде всего ООО "Лукойл-Коми", ОАО "МБП Сыктывкарский ЛПК", ОАО ЭК "Комиэнерго", ОАО "Воркутауголь", приходится около 60% промышленного производства в республике.
Высокая доля ТЭК в структуре ВРП обуславливает зависимость экономики от конъюнктуры мировых сырьевых рынков, в частности рынка нефти, что повышает неопределенность в формировании налоговых поступлений бюджета.
Невысокий уровень отраслевой диверсификации обуславливает низкий уровень диверсификации налоговой базы, что рассматривается в качестве фактора риска, так как свидетельствует о зависимости доходной части бюджета от финансового состояния крупнейших налогоплательщиков, в частности нефтедобывающих предприятий. На долю 7 предприятий приходится более 50% налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты.