Рейтинговое агентство AK&M представляет традиционный рэнкинг гарантийных организаций субъектов инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации. Сравнительный анализ гарантийных фондов выполнен по итогам первых 6 месяцев 2014 года. В окончательный список попали 52 гарантийные организации (полугодом ранее количество участников равнялось 51). Как обычно, в качестве основной исходной информации были использованы данные, предоставленные непосредственно самими гарантийными организациями, выразившими свое согласие на участие в официально публикуемом рэнкинге AK&M. Кроме того, Агентство воспользовалось дополнительной информацией, полученной из открытых источников (Росстат, Банк России и др.).
В соответствии со сложившейся методологией сравнительного анализа в качества инструмента ранжирования Агентство использовало интегральный критерий оценки, учитывающий не только эффективность деятельности фондов по привлечению внебюджетных ресурсов для финансирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в регионе, но и уровень потенциальных рисков, связанных с возможной потерей ликвидности или нарушением финансовой устойчивости гарантийной организации.
Проведенный анализ в целом показал замедление роста деятельности российских гарантийных фондов, что явилось отражением общей тенденции состояния и развития малого и среднего бизнеса (МСБ) в России, переживающего сегодня не самые лучшие времена. Рядом специалистов отмечалось, что 2013 год оказался одним из самых тяжелых за всю постсоветскую историю эволюции МСБ, при этом впервые в данном сегменте была зафиксирована отрицательная динамика по большинству основных показателей. В частности, из-за существенного увеличения норматива страховых взносов число индивидуальных предпринимателей (ИП) по разным источникам сократилось на 500…600 тыс. чел., большая часть из которых попросту «ушла в тень». В целом количество ИП и юрлиц в рассматриваемом сегменте в 2013 году официально снизилось примерно на 13%. Нельзя не отметить и сохраняющиеся всевозможные административные барьеры (особенно заметные на региональных уровнях), на которые жалуются более 70% предпринимателей-участников различных опросов.
Кроме того, на деятельность ряда фондов значительное давление оказала фактическая потеря части депозитов (а по существу, части гарантийного капитала), размещенных в кредитных учреждениях, лишившихся в последнее время лицензий в рамках процедуры оздоровления банковской системы России, активно проводимой ЦБ РФ. По данным Агентства, потери капитала по отдельным гарантийным организациям составили от 20% до 50% и более.
Перечисленные факторы во многом предопределили снижение темпов уровня поддержки малого предпринимательства в первом полугодии 2014 года. Объем предоставленных кредитов субъектам МСП за этот период составил 3 834 млрд руб., превысив соответствующий показатель предыдущего года всего на 6,3% (годом ранее аналогичный прирост равнялся 13,4%). Размер кредитных ресурсов, выделенных индивидуальным предпринимателям, в силу отмеченных выше причин и вовсе уменьшился на 5,7%. Совокупный объем привлеченных заемных средств с начала года вырос на 3,8% против 5,9% в предыдущем полугодии.
Не лучшая ситуация наблюдалась и в деятельности региональных гарантийных фондов. Так, консолидированный портфель поручительств (сумма действующих договоров) гарантийных организаций, представленных в обоих последних рэнкинге AK&M (таковых оказалось 44) за 6 месяцев текущего года сократился на 1% (по результатам предыдущего рэнкинга Агентством был зафиксирован пророст в 11%). Несомненно, приведенные данные носят локальный характер ввиду ограниченности выборки респондентов, однако они, безусловно, также не могут внушать оптимизма.
Не удивительно, что с учетом отмеченных выше обстоятельств обороты предприятий малого и среднего бизнеса в первом полугодии 2014 года снизились практически по всех отраслевых сегментах за исключением, пожалуй, сферы оказания услуг. Одним из выходов из сложной ситуации аналитики Агентства видят меры, предпринимаемые Правительством РФ по стимулированию активности малого и среднего бизнеса и, в частности, законопроект о льготном налогообложении, совместно подготовленный Минфином и Минэкономразвития России.
Рэнкинг региональных гарантийных организаций (фондов)
(по итогам 6 месяцев 2014 года)
Место |
Регион |
Региональная гарантийная организация (фонд) |
Интегральный критерий |
Критерии оценки фонда |
Критерии оценки региона |
Место в предыду- |
|||
Портфель поручи- тельств, млн руб. |
Гарантий- ный капитал, млн руб. |
Убыточность (относи- тельная) |
Просроченная
|
Место
|
|||||
1 |
Москва |
Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы |
6.542 |
10 739.7 |
8 203.4 |
7.11% |
6.18% |
1 |
1 |
2 |
Санкт-Петербург |
НО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса» |
2.644 |
3 003.9 |
2 869.0 |
1.63% |
6.07% |
4 |
2 |
3 |
ХМАО-Югра |
Фонд поддержки предпринимательства Югры |
1.954 |
1 955.8 |
1 377.6 |
0.40% |
4.64% |
3 |
3 |
4 |
Ставропольский край |
ГУП СК Гарантийный фонд поддержки субъектов МПС в Ставропольском крае» |
1.738 |
2 283.9 |
877.4 |
0.64% |
8.07% |
40 |
4 |
5 |
Ростовская область |
НКО «Гарантийный фонд Ростовской области» |
1.217 |
1 641.2 |
1215.4 |
2.82% |
6.79% |
15 |
5 |
6 |
Челябинская область |
Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области |
1.004 |
1 375.0 |
763.6 |
1.55% |
10.89% |
19 |
6 |
7 |
Пермский край |
ОАО «Пермский гарантийный фонд» |
0.749 |
870.7 |
714.0 |
0.15% |
9.56% |
9 |
9 |
8 |
Республика Бурятия |
Гарантийный фонд Бурятии |
0.610 |
743.2 |
342.7 |
0.43% |
5.93% |
48 |
8 |
9 |
Рязанская область |
Гарантийный фонд Рязанской области |
0.573 |
758.0 |
431.0 |
1.03% |
7.79% |
51 |
10 |
10 |
Самарская область |
ГУП «ГФППСО» |
0.546 |
742.7 |
499.5 |
2.63% |
8.33% |
13 |
|
11 |
Республика Саха (Якутия) |
Фонд развития предпринимательства Республики Саха (Якутия) |
0.542 |
864.9 |
380.6 |
4.77% |
5.08% |
38 |
11 |
12 |
Тульская область |
Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства |
0.542 |
774.2 |
466.2 |
2.94% |
7.93% |
26 |
13 |
13 |
Хабаровский край |
Гарантийный фонд Хабаровского края |
0.505 |
599.2 |
252.0 |
0.38% |
6.31% |
34 |
19 |
14 |
Омская область |
Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства |
0.501 |
662.8 |
403.7 |
1.62% |
7.75% |
33 |
|
15 |
Владимирская область |
Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства во Владимирской области |
0.487 |
612.4 |
392.7 |
2.09% |
5.12% |
22 |
16 |
16 |
Томская область |
ООО «Гарантийный фонд Томской области» |
0.483 |
661.0 |
342.0 |
3.44% |
4.31% |
24 |
20 |
17 |
Ульяновская область |
НО "Ульяновский региональный фонд поручительств" |
0.464 |
573.2 |
266.4 |
0.45% |
7.23% |
41 |
12 |
18 |
Тамбовская область |
ГУП «Фонд содействия кредитованию МСП Тамбовской области» |
0.453 |
611.0 |
387.0 |
2.39% |
4.50% |
49 |
25 |
19 |
Пензенская область |
Гарантийный фонд Пензенской области ОАО «Поручитель» |
0.429 |
651.7 |
363.1 |
3.09% |
5.68% |
69 |
22 |
20 |
Воронежская область |
Государственный фонд Воронежской области |
0.421 |
488.4 |
218.4 |
1.16% |
3.56% |
30 |
17 |
21 |
Новгородская область |
Новгородский фонд поддержки малого предпринимательства |
0.390 |
499.9 |
252.1 |
1.33% |
5.14% |
54 |
28 |
22 |
Калининградская область |
Гарантийный фонд Калининградской области |
0.356 |
529.7 |
272.6 |
1.13% |
13.12% |
47 |
23 |
23 |
Кемеровская область |
Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области |
0.326 |
465.0 |
328.0 |
1.21% |
11.92% |
39 |
18 |
24 |
Смоленская область |
НО «Смоленский областной фонд поддержки предприни- мательства» |
0.321 |
621.3 |
625.1 |
0.71% |
23.42% |
66 |
15 |
25 |
Алтайский край |
НО «Алтайский гарантийный фонд» |
0.318 |
437.3 |
568.6 |
0.00% |
11.98% |
32 |
|
26 |
Тверская область |
НО "Фонд содействия кредитованию МСП Тверской области" |
0.306 |
397.9 |
375.0 |
0.63% |
7.50% |
59 |
24 |
27 |
Ленинградская область |
ОАО «Агентство кредитного обеспечения» |
0.268 |
353.9 |
264.0 |
1.04% |
11.48% |
14 |
21 |
28 |
Амурская область |
НО "Фонд содействия кредитованию СМСП Амурской области" |
0.262 |
314.3 |
174.3 |
0.20% |
3.62% |
67 |
27 |
29 |
Камчатский край |
Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства |
0.249 |
355.5 |
299.2 |
1.24% |
9.97% |
58 |
34 |
30 |
Брянская область |
ФПП «Брянский гарантийный фонд» |
0.243 |
291.9 |
309.1 |
0.00% |
5.75% |
57 |
32 |
31 |
Орловская область |
Областное автономное учреждение "Орловский региональный гарантийный фонд" |
0.228 |
296.5 |
215.5 |
0.00% |
10.00% |
50 |
35 |
32 |
Костромская область |
ГП «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Костромской области» |
0.222 |
284.7 |
149.0 |
0.35% |
7.21% |
63 |
33 |
33 |
Саратовская область |
ОАО «Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства Саратовской области» |
0.215 |
335.4 |
160.0 |
2.79% |
9.18% |
61 |
37 |
34 |
Сахалинская область |
АУ «Фонд содействия развитию предпринимательства» |
0.202 |
211.3 |
242.4 |
0.70% |
3.28% |
7 |
42 |
35 |
Астраханская область |
ОАО «Астраханский залоговый фонд» |
0.198 |
340.7 |
382.2 |
4.29% |
9.18% |
45 |
30 |
36 |
Республика Мордовия |
АУ "Гарантийный фонд Республики Мордовия" |
0.196 |
316.0 |
214.8 |
3.09% |
3.65% |
80 |
36 |
37 |
Мурманская область |
НКО «Фонд развития малого предпринима- тельства в Мурманской области» |
0.188 |
352.7 |
196.7 |
5.33% |
11.48% |
28 |
|
38 |
Липецкая область |
НО «Липецкий обласной фонд поддержки СМП» |
0.177 |
277.3 |
194.8 |
0.00% |
20.43% |
23 |
|
39 |
Республика Марий Эл |
Республиканский фонд поддержки МСП |
0.172 |
220.7 |
168.4 |
0.79% |
5.01% |
68 |
40 |
40 |
Чувашская Республика |
АНО "Гарантийный фонд Чувашской Республики" |
0.166 |
269.5 |
412.5 |
3.43% |
4.12% |
44 |
|
41 |
Иркутская область |
Иркутский областной гарантийный фонд |
0.164 |
340.9 |
738.3 |
4.56% |
5.54% |
11 |
26 |
42 |
Оренбургская область |
НО «Гарантийный фонд для субъектов МСП Оренбургской области» |
0.160 |
272.3 |
445.3 |
3.74% |
5.51% |
29 |
29 |
43 |
Республика Северная Осетия-Алания |
Гарантийный фонд Республики Северная Осетия-Алания |
0.150 |
216.1 |
154.9 |
0.01% |
7.14% |
82 |
38 |
44 |
Республика Дагестан |
ГАУ «Фонд содействия кредитованию СМП» |
0.113 |
170.9 |
212.5 |
1.25% |
6.47% |
76 |
47 |
45 |
Ярославская область |
Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства |
0.094 |
155.8 |
191.2 |
3.29% |
10.97% |
35 |
41 |
46 |
Республика Калмыкия |
АУ «Центр развития предпринимательства» |
0.092 |
161.4 |
105.4 |
1.86% |
14.13% |
73 |
50 |
47 |
Республика Карелия |
Гарантийный фонд Республики Карелия |
0.078 |
276.4 |
330.8 |
7.59% |
23.44% |
70 |
44 |
48 |
Республика Адыгея |
АУ «Агентство развития малого предпринимательства» |
0.077 |
97.3 |
127.9 |
0.00% |
5.71% |
55 |
46 |
49 |
Псковская область |
АНО "Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области" |
0.052 |
96.2 |
188.5 |
0.32% |
9.68% |
71 |
48 |
50 |
Республика Коми |
Гарантийный фонд Республики Коми |
0.047 |
164.2 |
36.2 |
1.18% |
6.63% |
21 |
|
51 |
Республика Хакасия |
НО «Гарантийный фонд Хакасии» |
0.018 |
32.0 |
69.0 |
0.00% |
7.58% |
64 |
51 |
52 |
Курская область |
НП «Областной центр поддержки МСП» |
0.002 |
21.7 |
84.0 |
12.93% |
6.73% |
27 |
|
Что касается самого рэнкинга, то он не претерпел сколько-нибудь существенных изменений как в силу перечисленных выше обстоятельств, так и ввиду незначительного временного лага.
В частности, лидирующая шестерка (гарантийные фонды, представляющие обе столицы, ХМАО-Югру, Ставропольский край, Ростовскую и Челябинскую области) уверенно сохранила свои позиции. При этом, судя по знамениям интегральных критериев оценки фондов, каких-либо принципиальных пнрнстановок в данной группе в ближайшее время не предвидится.
По-прежнему устойчивыми остаются позиции гарантийных организаций Пермского края, Республики Бурятия, Хабаровского края, Рязанской области, Республики Саха (Якутия), Тульской и Владимирской областей, уверенно удерживающих места в топ-20 рэнкингов AK&M. В данном сегменте Агентство также с удовлетворением отмечает продолжающийся прогресс гарантийных фондов Хабаровского края (места в последних рэнкингах 27→19→13), Тамбовской (34→25→18) и Пензенской (31→22→19) областей.
В средней части списочного рейтинга Агентством не замечено каких-либо кардинальных изменений. Учитывая плотность результатов по интегральному критерию оценки деятельности фондов, перемещения на 5-10 мест вверх или вниз какой-либо из гарантийных организаций не является в общем случае свидетельством возникновения серьезных проблем в деятельности, связанной с поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствующем регионе.
В секторе аутсайдеров наиболее тревожной выглядит ситуация в Иркутской и Оренбургской областях, потерявших соответственно 15 и 13 позиций в рэнкинге в связи с крайне низкими темпами роста поддержки МСБ и существенным ростом убыточности. Вместе с тем, имея значения мультипликатора гарантийного капитала гораздо менее 100%, указанные фонды обладают хорошим потенциалом для наращивания поручительского портфеля и укрепления своих позиций в рэнкинге.
ПОКАЗАТЕЛИ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ
В процессе исследования проводился анализ двух групп факторов:
- показатели, характеризующие эффективность деятельности гарантийной организации (размер портфеля действующих поручительств; величина гарантийного капитала фонда; общий объем поручительств, предоставленных с момента начала деятельности; сальдированная убыточность – размер выплат по исполненным поручительствам, уменьшенный на величину средств, взысканных в порядке регресса);
- критерии, определяющие кредитоспособность субъектов Российской Федерации (интегральный уровень кредитоспособности в соответствие с рэнкингом российских регионов по версии Агентства AK&M), а также макропруденциальные показатели банковского сектора в региональном разрезе (уровень просроченной задолженности по кредитам, предоставленным субъектам малого и среднего предпринимательства).
Абсолютные показатели, использованные при проведении исследования, с помощью функциональных преобразований приведены к относительным величинам. Композитный (интегральный) критерий, служащий основанием для определения места организации в ранжируемом списке гарантийных фондов, вычислялся с использованием равновесной мультипликативной модели. Параметрические показатели функционалов выбирались на основании консолидированного суждения экспертов Агентства относительно степени влияния каждого фактора на значение интегрального критерия оценки гарантийного фонда.
Код региона |
Регион |
Гарантийная организация (фонд) |
Место в рэнкинге |
1 |
Республика Адыгея |
АУ «Агентство развития малого предпринимательства» |
48 |
3 |
Республика Бурятия |
Гарантийный фонд Бурятии |
8 |
5 |
Республика Дагестан |
ГАУ «Фонд содействия кредитованию СМП» |
47 |
8 |
Республика Калмыкия |
АУ «Центр развития предпринимательства» |
46 |
10 |
Республика Карелия |
Гарантийный фонд Республики Карелия |
47 |
11 |
Республика Коми |
Гарантийный фонд Республики Коми |
50 |
12 |
Республика Марий Эл |
Республиканский фонд поддержки МСП |
39 |
13 |
Республика Мордовия |
АУ "Гарантийный фонд Республики Мордовия" |
36 |
14 |
Республика Саха (Якутия) |
Фонд развития малого предпринимательства Республики Саха (Якутия) |
11 |
15 |
Республика Северная Осетия-Алания |
Гарантийный фонд Республики Северная Осетия-Алания |
43 |
19 |
Республика Хакасия |
НО «Гарантийный фонд Хакасии» |
51 |
21 |
Чувашская Республика |
АНО "Гарантийный фонд Чувашской Республики" |
40 |
22 |
Алтайский край |
НО «Алтайский гарантийный фонд» |
25 |
26 |
Ставропольский край |
ГУП «Гарантийный фонд поддержки субъектов МСП в Ставропольском крае» |
4 |
27 |
Хабаровский край |
Гарантийный фонд Хабаровского края |
13 |
28 |
Амурская область |
НО "Фонд содействия кредитованию МСП Амурской области" |
28 |
30 |
Астраханская область |
ОАО «Астраханский залоговый фонд» |
35 |
32 |
Брянская область |
ФПП «Брянский гарантийный фонд» |
30 |
33 |
Владимирская область |
Фонд содействия развитию малого и среднего предпринимательства Владимирской области |
15 |
36 |
Воронежская область |
Государственный фонд Воронежской области |
20 |
38 |
Иркутская область |
Иркутский областной гарантийный фонд |
41 |
39 |
Калининградская область |
ГАУ «Фонд поддержки предпринимательства» |
22 |
41 |
Камчатский край |
Камчатский государственный фонд поддержки предпринимательства |
29 |
42 |
Кемеровская область |
Государственный фонд поддержки предпринимательства Кемеровской области |
23 |
44 |
Костромская область |
ГП «Гарантийный фонд поддержки малого предпринимательства Костромской области» |
32 |
46 |
Курская область |
НП «Областной центр поддержки МСП» |
52 |
47 |
Ленинградская область |
ОАО «Агентство кредитного обеспечения» |
27 |
48 |
Липецкая область |
НО «Липецкий областной фонд поддержки СМП» |
38 |
52 |
Мурманская область |
НКО «Фонд развития малого предпринима- тельства в Мурманской области» |
37 |
53 |
Новгородская область |
Новгородский фонд поддержки малого предпринимательства |
21 |
55 |
Омская область |
Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства |
14 |
56 |
Оренбургская область |
НО «Гарантийный фонд для субъектов МСП Оренбургской области» |
42 |
57 |
Орловская область |
Областное автономное учреждение "Орловский региональный гарантийный фонд" |
31 |
58 |
Пензенская область |
ОАО «Поручитель» |
19 |
59 |
Пермский край |
ОАО «Пермский гарантийный фонд» |
7 |
60 |
Псковская область |
АНО "Фонд гарантий и развития предпринимательства Псковской области" |
49 |
61 |
Ростовская область |
НО «Гарантийный фонд Ростовской области» |
5 |
62 |
Рязанская область |
Гарантийный фонд Рязанской области |
9 |
63 |
Самарская область |
ГУП «ГФППСО» |
10 |
65 |
Сахалинская область |
АУ «Фонд содействия развитию предпринимательства» |
34 |
67 |
Смоленская область |
НО «Смоленский областной фонд поддержки предприни- мательства» |
24 |
68 |
Тамбовская область |
ГУП «Фонд содействия кредитованию МСП Тамбовской области» |
18 |
69 |
Тверская область |
НО "Фонд содействия кредитованию МСП Тверской области" |
26 |
70 |
Томская область |
ООО «Гарантийный фонд Томской области» |
16 |
71 |
Тульская область |
Тульский областной фонд поддержки малого предпринимательства |
12 |
73 |
Ульяновская область |
НО "Ульяновский региональный фонд поручительств" |
17 |
74 |
Челябинская область |
Фонд содействия кредитованию малого предпринимательства Челябинской области |
6 |
75 |
Забайкальский край |
ООО «Гарантийный фонд Забайкальского края» |
14 |
76 |
Ярославская область |
Открытое акционерное общество «Гарантийное агентство «Ярославия» |
41 |
77 |
Москва |
Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы |
1 |
78 |
Санкт-Петербург |
НО «Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса» |
2 |
86 |
ХМАО-Югра |
Фонд поддержки предпринимательства Югры |
3 |
Рейтинговое агентство AK&M не принимает на себя никакой ответственности в связи с любыми интерпретациями, выводами и последствиями, связанными с применением результатов проведенного исследования для вынесения каких-либо суждений, касающихся индивидуальной оценки эффективности, финансовой устойчивости, надежности или кредитоспособности отдельно взятого гарантийного фонда.
Ноябрь 2014
Рейтинговое агентство AK&M