Пресс-релизы / 04.05.2006
Пресс-релиз от 04.05.2006 Калужская область КОНСОРЦИУМ «ЭКСПЕРТ РА – AK&M» ПОДТВЕРДИЛ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ РЕЙТИНГ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКАЛЕ: «А+» СО СТАБИЛЬНЫМИ ПЕРСПЕКТИВАМИ. КОНСОРЦИУМ «ЭКСПЕРТ РА – AK&M» ПОДТВЕРДИЛ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ РЕЙТИНГ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКАЛЕ: «А+» СО СТАБИЛЬНЫМИ ПЕРСПЕКТИВАМИ. Первоначально рейтинг Калужской области был присвоен Консорциумом «ЭКСПЕРТ РА – AK&M» в марте 2005 года. Рейтинг «А+» со стабильными перспективами означает, что Калужская область относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Правительством Калужской области незначительный. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности региона отсутствуют. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств, сравнительно низок. В течение срока действия рейтинга уровень кредитоспособности, вероятнее всего, останется на прежнем уровне. В то же время возможно ожидать некоторого улучшения отдельных показателей кредитоспособности. Обладая высоким экономическим потенциалом и хорошим географическим положением, Калужская область является промышленно-ориентированным регионом. Доля промышленного производства области в структуре ВРП составляет 30% (По России в целом этот показатель находится на уровне 27%). В то же время вес области в общероссийском промышленном производстве небольшой. На долю региона приходится около 0.5% от общероссийского объема промышленного производства. В структуре промышленного производства преобладают обрабатывающие производства (86.5%). Основу обрабатывающих производств составляет машиностроительный комплекс, пищевая промышленность, металлургическое производство и лесопромышленный комплекс. На долю данных отраслей приходится 85% в структуре производства обрабатывающих производств или более 70% промышленного производства. В области работает ряд крупных предприятий приборостроения и радиоэлектроники, ориентированные на выпуск продукции ВПК. Динамика основных макроэкономических и бюджетных показателей в последние годы характеризуется положительными тенденциями, причем темпы роста многих экономических показателей в 2005 году превышают общероссийский уровень. В частности, по итогам 2005 года темпы роста таких показателей как реальные доходы населения, объем платных услуг населению, оборот розничной торговли в Калужской области были выше, чем в Центральном федеральном округе и по России в целом. Темп роста промышленного производства Калужской области по итогам 2005 года также был выше, чем в РФ. В 2005 году рост ВРП Калужской области составил 5.6%, а промышленное производство увеличилось на 5.0%. Доходы областного бюджета выросли на 25.0%, а расходы – на 22.7%. Опережающий рост доходов привел к снижению дефицита бюджета на 28%. Одним из ключевых факторов, способствующим повышению рейтинговой оценки Калужской области, как и при первоначальном присвоении рейтинга, явилась невысокая долговая нагрузка. Объем государственного долга Калужской области по данным на 1 января 2006 года составил 1081.5 млн. руб. Объем государственного долга по отношению к объему доходов без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ составил 13.74%, что значительно ниже, чем среднее значение по регионам России (25.9%). В 2005 году отношение государственного долга Калужской области к объему доходов без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ снизилось по сравнению с 2004 годом на 2.58 процентных пункта. Таким образом, несмотря на увеличение абсолютного объема государственного долга Калужской области, можно констатировать снижение уровня долговой нагрузки, что обусловлено опережающими темпами роста доходов бюджета. В качестве фактора, повышающего оценку кредитоспособности, можно отметить высокое качество финансового управления в Калужской области. Об этом в частности свидетельствует увеличение собственных доходов бюджета, повышение уровня собираемости налогов и отсутствие просроченной кредиторской задолженности. Бюджет Калужской области отвечает требованиям Бюджетного кодекса РФ. Все показатели, которые контролируются Минфином, существенно лучше установленных Бюджетным кодексом граничных значений, а следовательно, устойчивость бюджетной системы Калужской области сохранится даже в случае негативных изменений некоторых бюджетных показателей. О хорошем качестве управления говорит и соответствие фактических результатов прогнозным показателям. Исполнение основные статей областного бюджета отличается от уточненных прогнозов на 1 – 2%. Отличия от первоначальных прогнозов более существенные, но в то же время сами прогнозы носят достаточно консервативный характер, что говорит о взвешенном подходе региональных властей к планированию денежных потоков. В контексте анализа кредитных рисков нельзя не отметить хорошую кредитную историю Калужской области. Проведенный анализ не выявил фактов отказа от исполнения финансовых обязательств, или несвоевременных выплат по государственному долгу. В настоящее время в структуре задолженности Калужской области отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность. Несмотря на наличие большого числа факторов, свидетельствующих в пользу высокого кредитного рейтинга, необходимо отметить ряд факторов риска, ограничивающих рейтинговую оценку. По ряду ключевых показателей в пересчете на душу населения Калужская область занимает невысокие позиции. Так, объем ВРП на душу населения составляет лишь 75.9 тыс. руб., в то время как по Росси в целом этот показатель находится на уровне 151 тыс. руб. Существенен разрыв и по объему инвестиций в основной капитал. Среди факторов риска необходимо назвать зависимость от федерального бюджета. Регион является дотационным, что определяет зависимость от федерального бюджета. В структуре суммарных доходов областного бюджета, как и ранее, значительная часть приходится на безвозмездные поступления – 33.7% по итогам 2005 года. Данный показатель выше, чем в Центральном федеральном округе (11.4%) и по России в целом (18.2%). Низкая доля собственных доходов говорит об уязвимости области от возможных неблагоприятных изменений в экономике. В то же время имеет место тенденция роста уровня независимости областного бюджета от федерального центра. В частности, в структуре бюджета увеличивается доля налоговых доходов и снижается доля безвозмездных поступлений. Доля доходов без учета безвозмездных поступлений в структуре доходов Калужской области увеличилась с 60.2% в 2004 году до 66.3% в 2005 году. По данному показателю Калужская область поднялась с 51-го места среди регионов РФ в 2004 году до 43-го места по итогам 2005 года. Таким образом можно констатировать увеличение собственных доходов в структуре доходов областного бюджета, что способствует повышению уровня финансовой гибкости, и расценивается в качестве позитивного фактора при оценке кредитоспособности. Ограничивает уровень рейтинга и невысокий уровень жизни населения. В 2005 году денежные доходы населения Калужской области составили 5332.4 руб. в месяц (по России в целом 7816.1 руб. в месяц, а в Центральном федеральном округе – 10908.4 руб. в месяц). Невысокий уровень жизни населения ограничивает платежеспособный спрос, что негативно влияет на планы компаний, рассматривающих Калужский регион в качестве рынка сбыта и площадки для организации производства, а так же снижает потенциал формирования налоговых платежей. В то же время негативное действие данного фактора снижается благодаря устойчивой позитивной динамике денежных доходов населения Калужской области. С 2001 по 2005 год объем денежных доходов населения Калужской области увеличился в 3 раза. В 2005 году реальные доходы населения Калужской области составили 111.7% к предыдущему году (108.9% по России в целом и 107.2% в Центральном федеральном округе). По темпам роста реальных доходов Калужская область заняла 5-е место среди 18 субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ. |