Рейтинговое агентство AK&M представляет результаты сравнительного анализа (рэнкинг) гарантийных организаций (фондов) субъектов Российской Федерации по итогам 2015 года.

Рейтинговое агентство AK&M представляет очередной рэнкинг гарантийных организаций субъектов инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства в регионах Российской Федерации.

Агентство отмечает, что деятельность российских гарантийных фондов в 2015 году протекала на фоне продолжающейся стагнации сегмента малого и среднего предпринимательства, обусловленной ухудшением общей макроэкономической ситуации. Одним из характерных признаков затянувшегося спада явилось сокращение объема кредитования малого бизнеса на 9,3% при одновременном росте просроченной задолженности почти в 2 раза (с 8,0% до 14,8%).

Указанный фактор, пусть и не в столь явной форме, нашел свое отражение и в результатах работы гарантийных организаций. Так, консолидированный размер портфеля поручительств участников рэнкинга сократился за год более чем на 7%. Средневзвешенная убыточность, как индикатор материализованной просрочки, выросла за тот же период с 3,8% до 4,9%. Правда, она по-прежнему находится на почтительном удалении от предельной границы, установленной регулятором.

Мультипликатор гарантийного капитала продолжил в истекшем году свое плавное падение, составив по выборке всего 108% против 121% годом ранее, засвидетельствовав тем самым крайне низкую эффективность использования бюджетных ресурсов в интересах поддержи субъектов малого и среднего предпринимательства.

Несмотря на потерю части депозитных вкладов рядом гарантийных фондов вследствие продолжающейся расчистки банковского сектора России, общая капитализация участников рэнкинга выросла почти на 5% как за счет полученной прибыли, так и в результате поддержки со стороны региональных бюджетов. Впрочем, некоторые гарантийные организации еще не списали с баланса средства, размещенные в лишившихся лицензий кредитных институтах, в силу чего отмеченный рост носит в известном смысле иллюзорный характер.

Сравнительный анализ гарантийных фондов выполнен по итогам 2015 года. Списочный рейтинг состоит из 50 гарантийных организаций. По традиции, в качестве основной исходной информации были использованы данные, предоставленные непосредственно самими гарантийными организациями, выразившими свое согласие на участие в официально публикуемом рэнкинге AK&M. Кроме того, Агентство воспользовалось дополнительной информацией, полученной из открытых источников (Росстат, Банк России и др.).

В соответствии со сложившейся методологией сравнительного анализа в качества инструмента ранжирования РА AK&M использовало интегральный критерий оценки, учитывающий не только эффективность деятельности фондов по привлечению внебюджетных ресурсов для финансирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в регионе, но и уровень потенциальных рисков, связанных с возможной потерей ликвидности или нарушением финансовой устойчивости гарантийной организации.

Большинство изменений, произошедших в рэнкинге, обусловлено главным образом сокращением числа его участников (50 фондов против 60 годом назад). Вместе с тем, как и ожидалось, практически все лидеры сохранили свои позиции. Два первых места прогнозируемо остались за столичными гарантийными организациями, несмотря на «просадку» интегральных критериев оценки, вызванную сокращением размера портфелей поручительств и ростом сальдированной убыточности.

Замкнул первую тройку «старый новый» участник рэнкинга – Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области (2-е место по итогам 2012 года и 5-е полгода спустя). Последующие места достались гарантийным организациям Ростовской области и Ставропольского края, совершившим своеобразную рокировку. Несколько сдал позиции (6-е место) Фонд поддержки предпринимательства Югры, по итогам 2014 года находившийся на третьей строчке. Практически «при своих» остались гарантийные фонды Свердловской и Челябинской областей (7-е и 8-е места против 7-го и 6-го годом ранее). В топ-10 также попали, причем уже не в первый раз, гарантийные организации Республики Саха-Якутия и Рязанской области.

Если говорить о лидерах роста, то к ним безусловно следует отнести Белгородскую область (прорыв с 41-й на 16-ю позицию благодаря более чем двукратному росту портфеля поручительств при крайне низкой убыточности в 0,17%), гарантийные организации Амурской и Вологодской областей, синхронно поднявшиеся на 15 мест вверх, а также Ассоциацию «ЦПП – МФО Курской области», отыгравшую за год 16 позиций при динамике портфеля 116%.

Среди остальных регионов, гарантийные организации которых продемонстрировали существенный рост объема внебалансовых обязательств, стоит отметить Сахалинскую область (70%), Республику Дагестан (51%), Республики Тыва и Крым (16 раз и 46 раз). Впрочем, высокие результаты последних двух субъектов Федерации обусловлены в первую очередь влиянием эффекта низкой базы.

Подробнее



Яндекс.Метрика