Пресс-релиз от 03.05.2006


Смоленская область

КОНСОРЦИУМ «ЭКСПЕРТ РА – AK&M» ПРИСВОИЛ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕЙТИНГ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКАЛЕ: «B++» СО СТАБИЛЬНЫМИ ПЕРСПЕКТИВАМИ.

КОНСОРЦИУМ «ЭКСПЕРТ РА – AK&M» ПРИСВОИЛ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕЙТИНГ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКАЛЕ: «B++» СО СТАБИЛЬНЫМИ ПЕРСПЕКТИВАМИ.

Рейтинг «B++» со стабильными перспективами означает, что Смоленская область относится к категории заемщиков, имеющих удовлетворительный уровень надежности. Риск несвоевременного выполнения обязательств невысокий. Вероятность реструктуризации долга или его части незначительна.

Серьезные проблемы в основных сферах деятельности региона отсутствуют. В течение срока действия рейтинга уровень кредитоспособности, вероятнее всего, останется на прежнем уровне.

Рейтинговая оценка «B++» находится выше среднего значения в рейтинговом классе «B».

В числе факторов, поддерживающих рейтинг Смоленской области: низкая долговая нагрузка, сбалансированность бюджета, позитивна динамика макроэкономических и бюджетных показателей, выгодное географическое положение и развитая транспортная инфраструктура. К факторам риска относятся: невысокий уровень диверсификации экономики и налоговой базы, зависимость от федерального бюджета, невысокие значения макроэкономических показателей в пересчете на душу населения, наличие просроченной задолженности

Одним из основных положительных факторов, поддерживающих кредитный рейтинг Смоленской области, является невысокий уровень долговой нагрузки. По итогам 2005 года объем государственного долга Смоленской области составил 11.04% к объему доходов областного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета, что значительно ниже, чем среднее значение по регионам России (25.9%). Кроме того, необходимо отметить наблюдаемую в последние годы тенденцию к снижению уровня долговой нагрузки.

В 2004 году объем государственного долга Смоленской области снизился на 7.8%, а в 2005 году на 17.5%. Отношение государственного долга к доходам областного бюджета Смоленской области без учета финансовой помощи из федерального бюджета в 2005 году снизилось на 8 процентных пунктов.

Важным фактором, снижающим кредитные риски, является сбалансированность бюджета Смоленской области. Все показатели, которые контролируются Минфином, лучше установленных Бюджетным кодексом РФ граничных значений, а следовательно, устойчивость бюджетной системы Смоленской области сохранится даже в случае негативных изменений некоторых бюджетных показателей.

Кроме того, необходимо отметить позитивную динамику бюджетных показателей Смоленской области. В частности наблюдается опережающий рост доходов областного бюджета по сравнению с ростом расходов, в результате чего бюджет Смоленской области последние два года исполняется с профицитом, который в 2005 году довольно существенно увеличился. Таким образом, расходы полностью покрываются генерируемыми доходами.

По итогам 2005 года бюджет Смоленской области исполнен с профицитом 300.2 млн. руб., или 3.4% к доходам (115.56 млн. руб. или 1.72% по итогам 2004 года). В Центральном федеральном округе Смоленская область занимает третье место после Владимирской области и Москвы по отношению профицита бюджета к доходам. Среди всех субъектов РФ Смоленская область по данному показателю по итогам 2005 года занимает 14 место (30-е по итогам 2004 года).

На фоне роста суммарных доходов наблюдается тенденция к повышению уровня финансовой независимости, что обусловлено снижением доли безвозмездных перечислений в структуре доходов и ростом доли налоговых доходов. Такое изменение структуры доходов рассматривается в качестве позитивного фактора при оценке кредитоспособности, так как повышает устойчивость бюджетной системы. По итогам 2005 года доля налоговых доходов в структуре областного бюджета Смоленской области составила 72.1% против 65.2% в 2004 году и 49.2% в 2003 году. Доля безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы, напротив, снизилась с 46.7% в 2003 году до 29.2% в 2004 году и до 25.1% в 2005 году.

Большинство макроэкономических показателей Смоленской области также улучшились, причем в 2005 году темпы роста многих из них превысили общероссийский уровень и темпы роста в целом по Центральному федеральному округу. В частности, в 2005 году темпы роста инвестиций в основной капитал, реальных доходов населения, платных услуг населению и ряда других показателей в Смоленской области были выше, чем по России в целом и в Центральном федеральном округе. Кроме того, индекс промышленного производства в Смоленской области в 2005 году был выше, чем по России в целом.

К позитивным факторам необходимо также отнести выгодное географическое положение и развитую транспортную инфраструктуру Смоленской области, что повышает потенциал экономического развития региона. Географическое положение области обуславливает ее значимость как важного транспортного коридора между Россией и Западной Европой, что способствует развитию внешнеэкономических связей. Через территорию области проходят кратчайшие автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие Западную Европу с Центральной Россией, а также важнейший для страны автотранспортный коридор «Санкт-Петербург – Юг России». Магистральные линии железных дорог, расположенные на территории области, связывают ее со всеми регионами РФ, странами СНГ, Прибалтики и Европы. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 кв. км территории области составляет 193.2 км, а плотность железнодорожных путей общего пользования составляет 23.2 км на 1000 кв. км территории, что существенно выше, чем по России в целом.

Вместе с тем необходимо отметить ряд факторов риска, ограничивающих рейтинговую оценку. Среди них можно назвать отставание многих экономических показателей в перечете на душу населения от общероссийского уровня (ВРП, инвестиции в основной капитал и др.); невысокий уровень диверсификации экономики и налоговой базы; зависимость доходной части бюджета от финансовой помощи из федерального бюджета; наличие в структуре долга просроченной задолженности и некоторые другие.

В качестве фактора риска необходимо назвать невысокий уровень диверсификации экономики Смоленской области, что снижает уровень диверсификации налоговых доходов. Основной объем производства в каждой их трех следующих отраслей – электроэнергетики, ювелирной промышленности и химической и нефтехимической промышленности, доля которых в ОПП Смоленской области составляет 52.4%, обеспечивают по одному крупному предприятию. Смоленская АЭС в электроэнергетике, ПО «Кристалл» в ювелирной промышленности, ОАО «Дорогобуж» в химической и нефтехимической промышленности. Таким образом, почти половина промышленного производства области обеспечивается тремя предприятиями, что определяет зависимость финансово-экономических показателей Смоленской области, в том числе зависимость доходной базы бюджета, от деятельности ограниченного круга предприятий и является существенным фактором риска при оценке кредитоспособности.

Среди факторов, огранивающих рейтинговую оценку, необходимо назвать сохраняющуюся зависимость Смоленской области от федерального бюджета. Регион является дотационным, что определяет зависимость доходной части от финансовой помощи из федерального бюджета. По итогам 2005 года на долю безвозмездных поступлений приходилось 25.1% суммарных доходов областного бюджета Смоленской области. Вместе с тем данный риск снижается вследствие роста доли собственных доходов в структуре доходов областного бюджета. Как уже было отмечено, в последние годы наблюдается рост доли налоговых доходов и снижение доли безвозмездных поступлений. Кроме того, несмотря на то, что Смоленская область получает дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, доля собственных доходов областного бюджета выше, чем у многих других дотационных регионов.

Анализируя кредитную историю Смоленской области, в качестве ограничивающего рейтинг фактора нельзя не отметить наличие просроченной задолженности по госгарантиям и поручительствам. Речь идет о кредитах Минфина РФ под гарантии и поручительства администрации Смоленской области. Большая часть обязательств на настоящий момент реструктурирована. Подписаны соглашения с Минфином о реструктуризации задолженности на 168.2 млн. руб. до 2008 года (предполагается списание 30% долга при условии выполнении соглашения о реструктуризации) и на $17.8 млн. до 2012 года.

На начало 2006 года объем просроченной задолженности по государственному долгу составил 84.1 млн. руб., в том числе задолженность по государственным гарантиям 10.9 млн. руб. и 73.2 млн. руб. задолженность по бюджетным кредитам. По сравнению с началом 2004 года объем просроченной задолженности по государственному долгу снизился почти в 3.5 раза.

Яндекс.Метрика