Пресс-релиз от 03.10.2005


Ростовская область

РЕЙТИНГОВЫЙ КОНСОРЦИУМ «ЭКСПЕРТ РА – АК&M» ПЕРЕСМОТРЕЛ ПРИСВОЕННЫЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕНТЯБРЕ 2004 ГОДА КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ. ПРОГНОЗ РЕЙТИНГА ПОВЫШЕН.

РЕЙТИНГОВЫЙ КОНСОРЦИУМ «ЭКСПЕРТ РА – АК&M» ПЕРЕСМОТРЕЛ ПРИСВОЕННЫЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СЕНТЯБРЕ 2004 ГОДА КРЕДИТНЫЙ РЕЙТИНГ. ПРОГНОЗ РЕЙТИНГА ПОВЫШЕН.

НОВАЯ ОЦЕНКА ПО НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКАЛЕ — «А+» С ПОЗИТИВНЫМИ ПЕРСПЕКТИВАМИ.

Рейтинг «А+» с позитивными перспективами означает, что Ростовская область относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств Администрацией Ростовской области низкий. Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна. Серьезные проблемы в основных сферах деятельности региона отсутствуют. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств сравнительно низок. В течение срока действия рейтинга можно ожидать улучшения параметров кредитоспособности региона.

Высокий рейтинг Ростовской области определяется высоким экономическим потенциалом и развитой транспортной инфраструктурой, позитивной динамикой ключевых индикаторов, высоким инвестиционным потенциалом, низким уровнем долговой нагрузки, профицитным исполнением бюджета, высоким качеством управления финансами, хорошей кредитной историей, информационной открытостью.

В качестве факторов, сдерживающих рейтинговую оценку Ростовской области, риска можно отметить: невысокое значение ВРП на душу населения, зависимость от федерального бюджета, высокую долю сельхозпроизводства, невысокий уровень диверсификации налоговой базы

Ростовская область обладает значительным экономическим потенциалом, определяемым благоприятным предпринимательским и инвестиционным климатом, выгодным географическим положением, развитым финансовым и страховым секторами, мощной транспортной инфраструктурой, наличием квалифицированного научно-технического персонала.

Экономика Ростовской области характеризуется достаточно высокой диверсификацией. В ней представлены промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, строительство, торговля и общественное питание. В промышленности наибольший удельный вес имеют машиностроение, пищевая промышленность, черная и цветная металлургия, электроэнергетика.

Выгодное географическое положение Ростовской области, наличие железнодорожных и автомобильных магистралей федерального значения, международного аэропорта и выхода к морю, морских и речных портов определяет важное конкурентное преимущество области как коридора, связывающего центр России с южными направлениями. По плотности автомобильных дорог Ростовская область опережает общероссийский показатель, что является свидетельством развитости транспортной инфраструктуры региона.

Основные макроэкономические и бюджетные показатели Ростовской области демонстрируют позитивную динамику. Причем по сравнению с 2003 годом наблюдается существенное увеличение темпов роста ключевых индикаторов. Объем ВРП Ростовской области в 2004 году увеличился на 12.1% (против 4% в 2003 году), а объем промышленного производства – на 17.1% (против 4.1% в 2003 году). Темпы роста заметно выше, чем по стране в целом. Суммарные доходы областного бюджета в 2004 году увеличились по сравнению с предыдущим годом на 27.2% (в 2003 году – на 19.5%).

Ростовская область характеризуется высоким инвестиционным потенциалом и благоприятным предпринимательским климатом, что в частности находит отражение в позитивной динамике иностранных инвестиций, сопровождающейся ростом их доли в общероссийском объеме. Объем иностранных инвестиций в Ростовской области в 2004 году составил $263 млн., что на 16.7% больше, чем в предыдущем году. Доля инвестиций в основной капитал в ВРП по итогам 2004 года составляет 18.8% (по РФ в ВВП – 16.2%).

Региональные власти уделяют значительное внимание повышению привлекательности области для инвесторов. Приняты ряд законодательных актов, стимулирующих инвестиционную активность.

Бюджетный процесс Ростовской области ориентирован на сбалансированность текущих бюджетных обязательств с доходными источниками без привлечения кредитных ресурсов для текущих нужд, своевременное и качественное принятие и исполнение бюджетов, минимизацию количества вносимых в них изменений.

По итогам 2004 года областной бюджет Ростовской области исполнен с профицитом, который составил 4.15% к доходам, что достигнуто за счет опережающего роста доходов над расходами. Росту доходов бюджета в значительной степени способствует увеличение налоговых поступлений. В 2004 году в областной бюджет поступило 16 512 млн. руб. налоговых доходов, что на 44.3% превышает уровень 2003 года. Здесь важно отметить, что темп роста налоговых доходов по сравнению с предыдущим году увеличился (в 2003 году он составил 25.7%).

В 2005 году предполагается сохранение позитивной динамики роста доходной части бюджета, однако планируется опережающий рост расходов, что обуславливает дефицит бюджета. При этом предельный дефицит существенно ниже верхнего значения, определяемого Бюджетным кодексом РФ.

В целом качество управления региональными финансами Ростовской области находится на высоком уровне. В пользу этого свидетельствует увеличение собственных доходов бюджета, повышение уровня собираемости налогов и отсутствие просроченной кредиторской задолженности. По итогам 2004 года бюджет Ростовской области не имеет просроченной задолженности перед населением и бюджетополучателями.

Все контролируемые показатели бюджета Ростовской области соответствуют требованиям Бюджетного кодекса РФ.

В качестве позитивного фактора, отражающего качество управления финансами, можно отметить то, что областной бюджет переведен на казначейские принципы исполнения, осуществляются краткосрочное кассовое планирование, контроль за целевым использованием средств, в том числе посредством регистрации договоров. Все средства региональных фондов консолидированы на едином счете областного бюджета.

Администрацией Ростовской области осуществляется краткосрочное планирование на основе плана кассового исполнения областного бюджета, что позволяет своевременно исполнять текущие бюджетные обязательства, включая своевременные расчеты по долговым обязательствам, заработной плате работникам бюджетной сферы, коммунальным платежам и другим расходам.

Руководство Ростовской области имеет четкий план действий на перспективу. В августе 2004 года Губернатором области была утверждена Концепция (основные направления) бюджетной и налоговой политики Ростовской области на 2005 год и среднесрочную перспективу.

Одной из важных отличительных особенностей Ростовской области является низкий уровень долговой нагрузки, что существенно снижает кредитный риск и создает благоприятные условия привлечения заемных средств. Причем уровень долговой нагрузки демонстрирует тенденцию к снижению. Государственный долг Ростовской области по состоянию на 1 января 2005 года составил 1.443 млрд. руб., что на 18.3% меньше, чем на 1 января 2004 года. По итогам 2004 года объем государственного долга по отношению к объему собственных доходов бюджета составил 8.1%, что на 7.3 процентных пункта ниже, чем в 2003 году. Данный показатель существенно ниже, чем по России в целом. Ростовская область занимает 13 место среди субъектов РФ по отношению государственного долга к объему собственных доходов и второе место в Южном федеральном округе.

При этом значительная часть долга (64.1% по данным на 1 января 2005 года) приходится на государственные гарантии. Валютной составляющей долга нет, что определяет независимость бюджета от валютных рисков.

В контексте анализа кредитных рисков нельзя не отметить хорошую кредитную историю Ростовской области. Проведенный анализ не выявил фактов отказа от исполнения финансовых обязательств, или несвоевременных выплат по государственному долгу. В настоящее время в структуре задолженности Ростовской области отсутствует просроченная (неурегулированная) задолженность.

Ростовскую область можно охарактеризовать как информационно-открытую. Информация обо всех аспектах развития региона и деятельности администрации хорошо представлена на интернет-сайте Ростовской области и широко освещается в СМИ. Бюджетный процесс характеризуется прозрачностью и открытостью. Все это свидетельствует о желании региональных властей вести открытый диалог с инвесторами, способствует формированию благоприятного предпринимательского климата и снижает кредитные риски.

Несмотря на наличие большого числа факторов, свидетельствующих в пользу высокого кредитного рейтинга, существуют факторы риска, ограничивающие рейтинговую оценку Ростовской области. Среди них одним из наиболее существенных является зависимость от федерального бюджета. Доля дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности в доходах областного бюджета Ростовской области в 2004 году составила 20.5%. При этом доля собственных доходов областного бюджета (все доходы за вычетом финансовой помощи бюджетов других уровней) составила 66.8%. В то же время в качестве фактора, уменьшающего данный риск, следует отметить позитивную динамику доли собственных доходов в общем объеме доходов. В 2004 году она выросла по сравнению с предыдущим годом на 12.2 процентных пункта.

Мощный экономический потенциал Ростовской области пока не реализован. Ряд макроэкономических показателей ниже среднероссийского уровня. В 2004 году ВРП на душу населения составил 53.8 тыс. руб. в то время как по РФ этот показатель составил 115.6 тыс. руб. Отстают от среднероссийских и доходы населения. Среднедушевые денежные доходы населения области в 2004 году составили 4944.9 руб. в месяц. По объему денежных доходов регион занимает первое место в Южном федеральном округе, однако они ниже, чем среднедушевые доходы в России. Но в то же время отношение денежных доходов к прожиточному минимуму в Ростовской области выше общероссийского уровня. В Ростовской области по итогам 2004 года денежные доходы населения превышали прожиточный минимум в 2.7 раз, а по России в целом в 2.6 раза.

В качестве фактора риска выступает высокая доля сельскохозяйственного производства в экономике Ростовской области, что определяет зависимость от деятельности АПК, а следовательно, влияет на устойчивость поступления налогов от природно-климатических факторов. Основное значение в структуре аграрного сектора имеет зерновое хозяйство, под которым занято около половины посевных площадей. Вкупе с фактором урожайности зерновая продукция в наибольшей степени подвержена влиянию конъюнктурных колебаний.

Уровень диверсификации налоговой базы Ростовской области недостаточный. В суммарном объеме налоговых поступлений в бюджетную систему РФ (без учета налога на доходы физических лиц и единого социального налога) на долю 20 крупнейших налогоплательщиков, находящихся на территории области, приходится 39% налоговых поступлений, в том числе в консолидированный бюджет области – 33%.

Крупнейшими налогоплательщиками Ростовской области являются: ОАО «Ростовэнерго», ОАО «Новочеркасская ГРЭС», ОАО «Гуковуголь», ООО «Инвестпром+», OAO «Тагмет», ЗАО «Мобиком-Кавказ», ОАО «Ростовнефтепродукт», ООО «Паритет», ОАО «Новочеркасский завод синтетических продуктов», ГП РО «Донэнерго».

Яндекс.Метрика