Пресс-релиз от 01.11.2006


ПАО «Аэрофлот»

Рейтинговое агентство АК&М подтвердило рейтинг кредитоспособности ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» на уровне «А+» со стабильными перспективами.

Рейтинговое агентство АК&М подтвердило рейтинг кредитоспособности ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» на уровне «А+» со стабильными перспективами.

Рейтинг «А+» со стабильными перспективами означает, что ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» относится к классу заемщиков с высоким уровнем надежности. Риск несвоевременного выполнения обязательств незначительный. В перспективе уровень кредитоспособности, вероятнее всего, останется на прежнем уровне.

Аэрофлот является крупнейшей и наиболее известной авиакомпанией России и характеризуется высоким спросом на услуги. Его доля на растущем рынке авиаперевозок по пассажирообороту по итогам 2005 года составляет 24.2%. Компания осуществляет пассажирские и грузовые перевозки на внутренних и международных авиалиниях. По количеству перевезенных пассажиров на международных линиях по итогам 2005 года доля Аэрофлота составляет 31%, а на внутренних – 12%. Приоритетным направлением деятельности являются международные пассажирские перевозки. Услуги по перевозке пассажиров на международных авиационных линиях в 2005 году обеспечили компании 62% суммарных доходов. В 2006 году компания вступила в глобальный авиационный альянс SkyTeam, что расширяет возможности Аэрофлота по оптимизации процесса стыковок авиарейсов, и будет способствовать росту объемов авиаперевозок.

Компания характеризуется низким уровнем долговой нагрузки. Долговые обязательства ОАО «Аэрофлот» по-прежнему адекватно обеспечены денежными потоками и активами. Годовой денежный поток компании достаточен для осуществления выплат по кредитам и лизинговым платежам. Согласно отчетности по МСФО краткосрочный долг ОАО «Аэрофлот» (с учетом финансовой аренды) снизился на 3.3% до $127 млн. В тоже время долгосрочные обязательства увеличились на 11.4% до $357.3 млн. Такая динамика привела к улучшению структуры долга. Однако совокупный объем кредитов и займов с учетом финансовой аренды вырос с $451.9 млн. до $484.3 млн. При этом объем активов Аэрофлота вырос в 2005 году на 19% до $1622.2 млн.

Несмотря на рост объема долга в абсолютном выражении соотношение EBITDA к суммарному долгу компании по МСФО (кредиты и займы с учетом обязательств по финансовой аренде) в течение 2005 года выросло с 0.648 до 0.665, что свидетельствует о некотором снижении долговой нагрузки. Отношение EBITDA к краткосрочному долгу увеличилось с 2.23 в 2004 году до 2.54 – в 2005 году.

Коэффициент Interest coverage ratio, характеризующий уровень покрытия процентов денежным потоком EBIT, в 2005 году демонстрировал снижение с 16.6 по итогам 2004 года до 9.6. Вместе с тем это по-прежнему крайне высокий показатель, свидетельствующий об обеспеченности обязательств компании.

Анализ показателей, характеризующих ликвидность баланса ОАО «Аэрофлот», в свою очередь позволяет сделать вывод, что у компании не наблюдается дефицита оборотных активов для покрытия краткосрочных обязательств. Согласно отчетности МСФО в 2005 году компания демонстрировала существенные опережающие темпы роста текущих активов (+40.3%) на фоне роста текущих обязательств на 6.9%. Это в свою очередь привело к росту коэффициента текущей ликвидности с 1.1 до 1.5.

Уровень финансовой независимости (отношение заемных средств к собственному капиталу) согласно отчетности МСФО также находится на относительно приемлемом уровне: по итогам 2005 года он составил 0.9 (в 2004 году ситуация была несколько хуже, а значение показателя финансовой независимости составляло 1.2).

Компания демонстрирует высокую эффективность деятельности, причем по итогам 2005 года наблюдается улучшение большинства характеристик. Так, в соответствии с МСФО в 2005 году рост операционной прибыли составил 21.8% до $242.1 млн. Операционные расходы при этом возросли только на 17.2%. Чистая прибыль увеличилась на 10.3% и составила $189.8 млн. EBITDA возросла с $292.8 млн. до $322.1 млн. или на 10%. Рентабельность операционной деятельности возросла с 9.2% в 2004 году до 9.53% по итогам 2005 года. Рентабельность активов (ROA) составила 16.2%, а рентабельность собственного капитала (ROE) – 39.5%. Подобный разрыв данных показателей во многом свидетельствует о высокой эффективности использования менеджментом Аэрофлота заемного капитала.

По итогам I полугодия 2006 года чистая прибыль Аэрофлота согласно МСФО увеличилась по сравнению с аналогичным периодом 2005 года на 78.7% - до $135.8 млн. Доходы компании выросли на 15.7% и составили $1309 млн. Показатель EBITDA возрос на 36.6% до $204.6 млн. В результате рентабельность продаж компании повысилась с 6.72% до 10.37%. Рентабельность операционной деятельности выросла с 9.57% до 12.4%.

Аэрофлот в последние годы демонстрирует хорошую динамику развития как в сфере финансов, так и в сфере основной деятельности. Большинство производственных и финансовых показателей ОАО «Аэрофлот» продолжают увеличиваться. В 2005 году Аэрофлотом было перевезено 6666.5 тыс. пассажиров, что на 1.2% больше, чем в предыдущем году. Объемы перевозок грузов и почты сохранились на прежнем уровне и составили 145.4 тыс. тонн. При этом несколько изменилась эффективность использования воздушного парка. Уровень коммерческой загрузки сократился по сравнению с 2004 годом на 0.1 процентных пункта и по итогам 2005 года составил 58%, однако коэффициент пассажирской загрузки, в отличие от предыдущего года, за счет внутренних перевозок увеличился на 0.1 процентного пункта до 69%. По данным показателям Аэрофлот по-прежнему соответствует уровню ведущих мировых авиаперевозчиков. При этом данные января-сентября 2006 года позволяют ожидать существенного роста показателей по итогам текущего года. Так, за девять месяцев 2006 года объем пассажирских перевозок авиакомпанией составил 5529 тыс. пассажиров, что на 6.5% больше, чем было перевезено в январе-сентябре 2005 года. Рост пассажирооборота составил 5%. Процент занятости пассажирских кресел составил 71,4%, а процент коммерческой загрузки 58.3%, что превышает уровень аналогичного периода 2005 года на 1.8% и 0.5% соответственно.

Компания характеризуется высоким уровнем информационной открытости. Аэрофлот является одной из наиболее информационно-прозрачных компаний России. Информация о деятельности компании и основных событиях, а также ежеквартальные отчеты и другая требуемая законодательством информация регулярно публикуется в СМИ. При этом необходимо отметить высокое качество и информативность раскрываемых отчетов. Кроме того, Аэрофлот продолжает проводить активную работу по повышению уровня корпоративной культуры, что позволяет рассчитывать, что открытость компании в дальнейшем будет повышаться.

Среди факторов, сдерживающих рейтинговую оценку, можно отметить высокую степень износа воздушного парка. В настоящее время воздушный парк компании по-прежнему характеризуется достаточно высоким уровнем износа. Так, средний возраст Ту-134 составляет 26 лет, а Ил-86 - 18 лет.. Кроме того, многие воздушные суда отечественного производства не удовлетворяют современным требованиям по экологическим, технико-экономическим и по некоторым другим характеристикам.

Такая ситуация повышает риски снижения доходов за счет выбытия самолетов или ограничения полетов в Европу. При этом следует отметить, что основную массу перевозок авиакомпания осуществляет на достаточно современных самолетах. Причем по количеству самолетов нового поколения Аэрофлот занимает лидирующие позиции в России, а уровень безопасности авиаперевозок соответствует уровню крупнейших мировых авиакомпаний.

Кроме того, проводимая политика обновления парка в 2005 году привела к улучшению показателей уровня износа флота и повышению эффективности основной деятельности, что приводит к снижению указанных рисков. Компания проводит активную программу обновления парка, используя для финансирования покупки новых судов финансовый и оперативный лизинг. Так, в 2005 году было приобретено 5 воздушных судов современного поколения.

Существенно повышается уровень конкуренции в сфере авиаперевозок, что также расценивается нами как фактор риска. Так, если в 2004 году компания занимала на рынке международных пассажирских перевозок 37%, то по итогам 2005 года ее доля снизились до 31%, что было обусловлено продолжающимся ростом конкуренции. Причем снижение доли компании наблюдалось и ранее. Таким образом, можно говорить о формировании тенденция по сокращению доли Аэрофлота на важнейшем для него сегменте рынка. Кроме того, активно проходит экспансия иностранных авиакомпаний, увеличивших перевозки на российском рынке в 2005 году на 13%. Крупнейшие мировые авиакомпании, обладающие обширным современным авиапарком, могут существенно изменить структуру отечественного рынка авиаперевозок. Важным фактором остается и рост числа чартерных перевозок на фоне намечающейся стагнации основного для Аэрофлота рынка регулярных авиаперевозок.

На финансовое положение ОАО «Аэрофлот» по-прежнему сильное влияние оказывают цены на топливо. Компания в значительной степени зависима от цен на топливо, затраты на которое в 2005 году составили 32% от издержек, что на 5.8 процентных пункта больше, чем по итогам 2004 года. Можно предположить, что в дальнейшем, по крайней мере, в 2006-2007 годах году, рост цен на топливо продолжится, хотя и не такими значительными темпами. В то же время негативное влияние данного фактора несколько снижается благодаря политике Аэрофлота по хеджированию данного риска и по повышению эффективности использования топлива. Однако сохранение динамики роста цен и продолжающееся повышение влияния расходов на топливо на финансовые результаты компании приводит к высокой оценке степени негативного влияния данного риска.

Для Аэрофлота характерна высокая подверженность валютным рискам. Компания использует импортное оборудование и самолеты, а также работает во многих странах мира, вследствие чего использует в своей деятельности различные мировые валюты. Часть доходов и расходов компании номинированы в иностранной валюте. C одной стороны, это обуславливает сильное влияние на деятельность компании процессов курсообразования на валютном рынке внутри страны и за рубежом. С другой стороны, повышает подверженность рискам, связанным с валютным регулированием. При этом можно отметить, что по сравнению с 2004 годом доля эксплуатационных расходов в иностранной валюте сократилась на 3 п.п. Однако в целом валютная составляющая осталась на высоком уровне и оценка данного фактора по итогам анализа не изменилась.

Яндекс.Метрика