Пресс-релизы / 01.05.2008
Пресс-релиз от 01.05.2008 ОАО «СОЛЛЕРС» Рейтинговое агентство АК&М присвоило рейтинг кредитоспособности ОАО «Северсталь-авто» по национальной шкале на уровне «В++» с позитивными перспективами. Рейтинг «В++» с позитивными перспективами означает, что ОАО «Северсталь-авто» относится к классу заемщиков с удовлетворительным уровнем надежности. Риск несвоевременного выполнения обязательств невысокий. Вероятность реструктуризации долга или его части незначительна. В перспективе уровень кредитоспособности компании, вероятнее всего, повысится. Компания Северсталь-авто является одним из ведущих машиностроительных предприятий России. Северсталь-авто выпускает автомобили марок УАЗ, Fiat, SSang Yong, Isuzu. Компания объединяет Ульяновский автомобильный завод, Заволжский моторный завод и Завод малолитражных автомобилей. Северсталь-авто было создано в 2002 году для управления автомобильными активами основных владельцев Северстали. Мажоритарным акционером Северсталь-авто (58% акций) является Newdeal Investments, которая контролируется гендиректором автокомпании В. Швецовым. Активы компании в 2007 году увеличились на 46% и достигли $1550 млн. К позитивным факторам, оказывающим поддержку рейтинговой оценке, относится, прежде всего, динамичное развитие компании. В 2007 году ОАО «Северсталь-авто» реализовало 99.8 тыс. автомобилей против 77.2 тыс. в 2006 году. В том числе реализация автомобилей производства Ульяновского автомобильного завода выросла на 7.1% до 70.8 тыс. с 66.1 тыс. в 2006 году. Продажи Isuzu составили 2.5 тыс. автомобилей, Ssang Yоng - 11.2 тыс. против 4.1 тыс. годом ранее. Продажи Fiat увеличились до 15.3 тыс. с 1.4 тыс. Также на 1.3% по итогам 2007 года Cеверсталь-авто увеличило объемы реализации двигателей (до 251.6 тыс. с 248.4 тыс. в 2006 году). Консолидированная выручка компании по МСФО в 2007 году выросла на 56% до $1921 млн. Темпы роста продаж Северсталь-авто по всем сегментам бизнеса в совокупности были на сопоставимом уровне с темпом роста продаж иномарок российского производства в целом по России. Рост объемов продаж вызван как наращиванием объемов производства автомобилей Fiat, так и устойчивым спросом на продукцию Северсталь-авто. Рост благосостояния населения на фоне развития рынка автокредитования и снижения процентных ставок привел к значительному всплеску спроса на автомобили. Причем в ближайшие годы тенденция сохранится, вероятнее всего на фоне снижения темпов роста спроса до 10-15 % в год. Вместе с тем, спрос растет со смещением предпочтений потребителей в сторону автомобилей более высокого класса. В результате компании чтобы не снижать темпы роста доходов по целой группе активов, придется увеличивать объемы инвестиций в развитие модельного ряда завода УАЗ и значительно повышать качество продукции ЗМЗ для последующей его переориентировки на выпуск двигателей для иномарок. В части производства иномарок можно отметить, что в 2008 году к модельному ряду компании добавился Fiat Ducato, развивается сборка Isuzu и Ssang Yong. По планам компании в 2008 году будет выпущено около 135 тыс. автомобилей. Производство автомобилей на Ульяновском автомобильном заводе запланировано в размере 71 тыс. Выпуск Isuzu должен составить 7 тыс. автомобилей, Sang Yоng - 15 тыс., Fiat - 32 тыс., грузовиков Fiat Ducato - 10 тыс. Таким образом, положительный производственный тренд сохранится, что подтверждает политику компании по полноценному использованию сложившейся благоприятной конъюнктуры. Важным фактором, влияющим на оценку деятельности компании, является рост прибыли Северсталь-авто. В 2007 году чистая прибыль компании по МСФО возросла на 44% до $131 млн. EBITDA увеличилась на 49% до 242$ млн. Рентабельность активов составила 5%, рентабельность продаж – 6.8% против 7.4% годом ранее. Хорошая кредитная история Северсталь-авто и высокий уровень информационной прозрачности также являются фактором поддержки рейтинговой оценки. Все свои обязательства по кредитам и займам Северсталь-авто выполняло в полном объеме и в срок. В настоящее время в обращении находятся облигационные займы компании объемом эмиссии 1500 млн. руб. и 3000 млн. руб. сроками погашения в 2010 и 2013 годах соответственно. Уровень долговой нагрузки Северсталь-авто можно охарактеризовать как невысокий. Объем долга компании по МСФО в 2007 году вырос в 2.7 раза до $352 млн. за счет долгосрочных заимствований, которые в его структуре достигли 71%, что с учетом стратегических целей компании можно рассматривать как позитивный аспект. Отношение долга к EBITDA составило 1.45 против 0.76 по итогам 2006 года. Отношение долга к выручке составило 0.18 против 0.10. Interest coverage ratio (EBIT/процентные расходы) составил 14.1. Коэффициент финансовой независимости (все обязательства к активам) вырос с 0.399 до 0.515. Несмотря на негативную динамику, связанную с необходимостью заимствований для развития производства, в целом все показатели, характеризующие долговую нагрузку, находятся на хорошем уровне. Денежных потоков компании по итогам 2007 года хватает, чтобы при сохранении уровня финансовой устойчивости рассчитываться по текущим обязательствам. Это подтверждают и показатели ликвидности активов. В 2007 году текущая и абсолютная ликвидность Северсталь-авто согласно коэффициентам увеличилась с 1.306 и 0.094 до 1.407 и 0.169 соответственно, что соответствует удовлетворительному уровню. Вместе с тем, имеются факторы, сдерживающие рейтинговую оценку. Рост прибыли и продаж Северсталь-авто существенно зависит от общеэкономической ситуации в России. Снижение уровня доходов населения или финансового состояния основных секторов экономики может привести к значительному падению спроса на двигатели и автомобили, выпускаемые компанией. Тем не менее, в ближайшие годы позитивный тренд в экономике, по мнению экспертов РА «AK&M» сохранится, в связи с чем влияние данного фактора незначительно. Сильное влияние на деятельность компании оказыаает и высокий уровень конкуренции на автомобильном рынке. Причем в ближайшие годы прогнозируется дальнейшее обострение конкурентной борьбы. Активное строительство новых сборочных заводов приводит как к росту затрат на маркетинг, так и к необходимости выстраивания более гибкой системы ценообразования. Компании свойственны риски, связанные с регулированием в отрасли. Так, снижение пошлин на ввозимые в Россию иномарки может значительно отразиться на доходах и кредитоспособности Северсталь-авто. Также существенны и регулятивные акты, связанные с экологическими требованиями (особенно для ЗМЗ), надзором за качеством, налоговое регулирование (прежде всего относящееся к сборочным предприятиям). Значительные негативные для Северсталь-авто изменения в законодательстве могут радикально ухудшить финансовое положение предприятия. Производство автомобилей из иностранных комплектующих предопределяет высокие валютные риски. Рост курса доллара, евро (в первую очередь) или йены повышает себестоимость производства иностранных моделей на ЗМА и негативно отражается на доходах компании. Укрепление курса рубля в свою очередь негативно сказывается на экспортном потенциале автомобилей УАЗ и двигателей производства ЗМЗ. Северсталь-авто характеризуется высоким уровнем потребности в инвестициях, что создает предпосылким роста долговой нагрузки. Потенциально капиталоемкими являются, прежде всего, УАЗ в части модельного ряда и повышения основных характеристик автомобилей завода, а также ЗМЗ в части разработки новых видов двигателей, удовлетворяющих современным требованиям (это наблюдается уже в настоящее время из структуры инвестиций Северсталь-авто). Можно отметить, что инвестиционная программа «Северсталь-авто» на 2008 год составит 8 млрд. руб. (для сравнения в 2007 году было направлено 7 млрд. руб.). Около 50% средств будет направлено на создание дилерской сети под брендом Sollers (компания до конца 2009 года построит 16 салонов, потратив $139 млн.). При этом для строительства сети компания планирует получить кредиты, что приведет к росту обязательств, который, однако, не будет критичным. В будущем, в случае сохранения высоких темпов развития, по оценкам экспертов РА «AK&M», рост долговой нагрузки с высокой долей вероятности продолжиться. Рейтинг кредитоспособности, присвоенный ОАО «Северсталь-авто», основан на публичных материалах. Рейтинговое агентство АК&М является ведущим независимым национальным рейтинговым агентством в России. Начало рейтинговой деятельности - 1993 год. Основным направлением деятельности Рейтингового агентства АК&М является присвоение рейтингов различным объектам, составление рейтингов, позиционирующих компании и регионы, проведение комплексных аналитических исследований. В своей деятельности Рейтинговое агентство АК&M следует принципам Кодекса профессиональной этики российских рейтинговых агентств, одобренного СРО НФА. Москва, ул. Губкина, 3 ЗАО «Рейтинговое агентство АК&M» Яркоев Сергей Тел: (495) 916-70-30, Факс: (499) 132-69-18 |